- Сарра
- (Сара) супруга патриарха Авраама, мать Исаака. По Иерониму, С. была дочь отца Авраама, только от другой матери. Иоанн Златоуст, согласно с евреями, принимает ее за одно лицо с Есхой, дочерью старшего брата Авраама, Аррака (Быт. И, 29). Подтверждение первого мнения видят в словах самого Авраама (Быт. 20, 12). С. обладала красивой внешностью, и во время ее пребывания с мужем в Египте она была взята ко двору фараона, но спасена Богом (Быт. 12). Думая, что в ней причина ее бесчадия, С. убедила Авраама войти к ее служанке Агари, чтобы иметь от нее детей, но Господь открыл Аврааму, что обетование Его о многочисленном потомстве относится к нему и к жене его Сарре, в знак чего Он переменяет их имена (по объяснению Иеронима, Сара значит "госпожа или владычица моя", а Сарра "владычица вообще", т. е. госпожа не одной только семьи, но многих народностей), нарекает имя будущему их сыну, Исааку, и к его потомству относит вечный завет Свой и обещание быть ему Богом; вместе с тем учреждается обряд обрезания (Быт. гл. 17). После истребления городов Содома и Гоморры Авраам временно поселился в Гераре. Здесь С., уже беременная, была спасена Богом от новой опасности (Быт. 20). С. скончалась 127 лет в Хевроне и там была погребена Авраамом в купленной им пещере, на поле Ефрона Хаттеянина, при Махпеле, против Мамре (Быт. 23). В лице С. апостол Петр видит образ истинной женской красоты и величия, состоящих "не во внешнем плетении волос, не в золотых уборах, не в нарядности одежды, но в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа. Так некогда св. жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь мужьям своим. Так С. повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха" (1 Петр. 3, 1 - 6). Пророк Исаия видит в Аврааме и С. прообразы ожидаемого дела спасения. Как С., после долгого неплодия, родила Исаака, так Сион, после долгого запустения, будет иметь радость и веселие множества детей вокруг себя. Но выше восстановления Израиля будущее великое дело: оно будет источником спасения для всех народов мира (Исаии 51, 2; 64, и сл.). Апостол Павел видит в С. великую матерь народов, которой принадлежат все рожденные по духу прообраз небесного Иерусалима, который есть матерь всем нам (Гал. 4, 22 - 31). С. вспоминается православною церковью в неделю праотец.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.